Винер-Усманова — о том, кто ломает гегемонию российских «художниц»

Винер-Усманова — о том, кто ломает гегемонию российских "художниц"

© официальный сайт ВФХГМихаил ГончаровРИА НовостиВсе материалы
Глава Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) и главный тренер сборной России Ирина Винер-Усманова в разговоре с корреспондентом РИА Новости Михаилом Гончаровым рассказала, что была бы счастлива продолжить работу с сестрами Авериными, объяснила, почему нужно довести «дело с судейством в Токио» до конца, а также пояснила, в чем нужно прибавить чемпионке Игр Линой Ашрам.

— Дело в том, что Дина и Арина очень умные, целеустремленные и адекватные девушки. Я с ними никогда не веду разговоры в приказном порядке, только за очень-очень редким исключением. В данном случае я не задавала им никаких вопросов и просто слушаю их выступления на различных площадках. Я сделала такой вывод: Арина собирается продолжать, потому что у нее нет никаких проблем со здоровьем, слава богу. А Дина будет советоваться со своим врачом, который ведет ее уже несколько лет, благодаря которому она идет от чемпионата мира к чемпионату мира, от Кубка мира к Кубку мира, вот дошла до Олимпиады. Но это также стало возможным и благодаря ее железобетонному характеру. В общем, с травмой справляется.

Я знаю, что эти девочки обожают художественную гимнастику. Они от нее не устают, они получают от нее удовольствие, так же, как я, иногда. Но не устаю (смеется). Поэтому мы с ними очень схожи. У Дины все будет зависеть от того, как она будет чувствовать себя. А Ариша, наверное, останется и будет выступать на чемпионате мира, который будет в октябре там же в Японии.

Винер-Усманова — о том, кто ломает гегемонию российских "художниц"

Олимпиада 2020
— Расскажите про характер травмы Дины?

— У нее были проблемы со спиной. С ней работает (Дмитрий) Дзукаев, наш известный специалист-хирург в этой области. Разговоров об операции не идет, просто речь о том, чтобы сохранить ее в нормальном состоянии и виде. Вот это ему и удается. С таким характером, как у Дины, который заточен на то, чтобы все выполнять вовремя и регулярно, она смогла себя сохранить в год Олимпиады, но, к сожалению, не выиграла ее. Ну, вот так сложилась судьба, может быть, у нее еще получится это сделать. Все будет завесить от того, что скажет врач, потому что я работаю только со здоровыми детьми – это мой закон. Если мне врачи говорят, что ребенок выдерживает, то исключительно в этом случае я продолжаю работать. Самое главное – это здоровье.
— Вам как главе федерации и главному тренеру было бы необходимо видеть девочек в Париже?
— Понимаете, я их очень люблю. Да и вообще я всех своих детей люблю и буду любить. У меня такая судьба. Знаете, я плакала, когда после Сиднея Юлия (Барсукова) сообщила, что будет заканчивать, я просто плакала. Хотя слезы для меня это редкость, что мне порой даже удивительно. Я сильно переживала, что она ушла. Вот Алина (Кабаева) у меня тогда не ушла, а продолжила работать, став олимпийской чемпионкой. Хотела бы, чтобы она дальше продолжала (выступать), но вот так сложилось. Мечтаю, чтобы она вернулась — как консультант, как тренер, как кто-нибудь. Хочется видеть ангельскую голливудскую улыбку.
Я была бы счастлива, если бы Арина и Дина остались. Это однозначно.

Винер-Усманова — о том, кто ломает гегемонию российских "художниц"

Олимпиада 2020
— Олимпийский комитет России (ОКР) находится в стадии коммуникации с Международной федерацией гимнастики (FIG) по поводу судейства в индивидуальном многоборье. У вас есть контакт?

— Думаю, что олимпийский комитет доведет это дело до конца. Если это не закончить, то люди поймут, судьи, которые не очень честные, поймут, что можно договариваться и делать все, что хочешь, независимо от того, что происходит на площадке. Конечно, это нужно довести до конца. К сожалению, ничего не поменяешь и медали не вернешь. Это нужно для того, чтобы подобного больше не было и не входило в правило или в привычку. Ради достоинства и чести.
Художественная гимнастика все-таки должна обрести тот статус, который она обретала во время выступлений Чащиной, Кабаевой, Мамун, Кудрявцевой. Сейчас куда-то это все свернулось. Пять лет эти девочки побеждали, они делали это точно не за свои красивые глаза. Из года в год они становились не просто спортсменками, отрабатывающими работу с высокой трудностью, а выразительными девушками, которые показывали настоящий спектакль, причём очень разный, начиная с симфонии Чайковского, заканчивая современными дискотечными произведениями. Я говорю именно об этом, потому что у нас все идет от музыки. От искусства и культуры — к спорту и наоборот. Считаю, что это правильное направление, а оно в Токио было испорчено, потому что все было на один мотив.
Сейчас мы имеем разбор полетов от специалистов из Украины, — продолжила Винер-Усманова, комментируя слова украинского арбитра международной категории. — Вспоминаю, как те же специалисты очень критиковали девочку из Израиля, что это совсем не художественная гимнастика, а теперь они высказываются совсем по-другому. Видимо, что-то изменилось. Некоторые наши друзья, видимо, против гегемонии России. Считают, что не может одна страна 20 лет быть на верхушке своей пирамиды, которая называется пьедесталом. Когда у нас отобрали флаг, именно в этот момент вступил в силу судейский произвол.

Винер-Усманова — о том, кто ломает гегемонию российских "художниц"

Олимпиада 2020
— Есть мнение, что, если бы зрители находились в Токио, они были бы против решения судей. То есть повторилась бы история, которая была с Алексеем Немовым в 2004 году.

— Да, считаю, что именно так и было бы. Знаете, после соревнований японские волонтеры собрались вместе и скандировали нам: «Спасибо, спасибо». У нас даже есть видео. Нужно обязательно это (судейский произвол) остановить и разобраться во всем этом. Нарушается весь спектакль. Это то же самое, если балерина во время своей основной партии плюхнется на пол.
— Но при этом не стоит критиковать Линой Ашрам. Она-то не виновата, верно?
— Конечно. Я ее критиковать не собиралась, она орудие. Наши девочки интеллигентные, добрые и воспитанные люди. Ее критиковать они никогда не станут, я их этому никогда не учила. Я видела заголовок в одном из изданий о художественной гимнастике: «Кто сломает гегемонию России в художественной гимнастике?» И Линой, повторюсь, это орудие, которым нужно было просто сломать гегемонию России, вот и все. Девочка хорошая, но у нее много чего не хватает и со многими вещами можно было бы поспорить: я про выразительность, движения, пластику, хореографию.