Какие бывают варианты партий в шахматах? Шахматные комбинации для начинающих Сколько позиций в шахматах.

День добрый, дорогой друг!

При слове «комбинация» в сознании автора этих строк возникает образ Великого Комбинатора. Однако мы знаем, что в шахматах успехи Остапа Ибрагимовича оставляли желать лучшего. Шахматные комбинации получались у него значительно хуже, нежели в повседневной жизни.

Причина очень проста: комбинация в шахматах – инструмент. А инструмент, как известно, работает в умелых руках.

Должен заметить, что научиться хорошо играть в шахматы не так уж и сложно при правильном подходе. Отличным подспорьем для вас станут Программы подготовки шахматистов .

Что такое комбинация в шахматах?

Слово «комбинация» в словаре означает соединение, сочетание.

Комбинацией в шахматах принято считать сочетание ходов с применением жертвы, которые объединены определенной идеей или целью . Используя специальную шахматную терминологию, – форсированный вариант.

Википедия предлагает нам достаточно разветвленную классификацию шахматных комбинаций: по мотивам, по объектам, по приемам, на отвлечение, завлечение и так далее.

Можно классифицировать комбинации и по-проще: быстрые, матовые, лучшие, интересные, выигрышные.

С точки зрения практической пользы, из всего этого многообразия, интерес представляет разве что классификация по результату.

Шахматист – практик, когда обдумывает ход или серию ходов, никогда не задумывается, как следует классифицировать его задумку.

То есть, он хочет добиться определенного результата, используя комбинацию. Шахматист никогда не думает так: «Я хочу провести комбинацию на завлечение». Он думает по другому: «Я хочу достичь выигрышной позиции. И вижу для этого путь — провести комбинацию.»

Он хочет с помощью комбинации:

  • Добиться выигранной позиции
  • Добиться ничейной позиции
  • Поставить мат
  • «Залезть» в пат
  • Кардинально изменить ситуацию на доске

Это неполный перечень целей для проведения комбинаций. Давайте не будем мудрствовать лукаво и посмотрим интересные примеры комбинаций.

Примеры комбинаций

Комбинации далеко не всегда игра на мат.

1. Проходная пешка


Как использовать проходную пешку, когда ее намертво стережет белая ладья с поля g4?

2...Лh4!!

Правильно, ее можно отвлечь, пожертвовав свою собственную ладью. А заодно и связать, чтобы уж никуда не делась. Черные выигрывают.

2. И гра на пат

Черный король в положении пата. Отсюда идея комбинации.

1...Лf6! 2.Кр:b2 Лf2+

Ладья шахует по линии f до бесконечности. А если король подходит и бьет ладью, — на доске пат.

3. Игра на мат

Черные фигуры занимают неудачные позиции и перегружены защитой.

1.Лb8!!

Жертва ладьи и позиция черных разваливается, как карточный домик. При любом взятии ладьи следует мат.

4. Рентген


Притаившийся слон на g7 нередко выполняет роль «рентгена». Эта позиция — типичный пример.

1...ef 2.gf K:e4! 3.de d3!

И белые несут материальные потери.

Что такое комбинационное зрение?

Комбинационное зрение – способность замечать комбинационные возможности в той или иной позиции.

Отчасти эта способность врожденная. Что-то вроде музыкального слуха. Он может быть абсолютным, хорошим или так себе.

Если способность так себе, ее можно развить до хорошего уровня с помощью тренировок. Решения комбинаций, анализа партий, наблюдением на игрой сильных шахматистов.

В шахматах комбинационное зрение улучшается вместе с повышением вашего мастерства и накоплением опыты.

Как развивать комбинационное зрение?

Изучать названия и классификации – занятие познавательное, но по большей части бесполезное. Изучать и знать нужно другое:

Точные позиции

Когда мы точно знаем, как оценивается позиция, которая может получиться в результате хода, комбинации или варианта, — мы можем к ней стремиться.

Например:

Надо ли белым разменивать ферзей ходом 1.Фd5+? Смогут ли они выиграть партию?

Все зависит от того, как мы оцениваем позицию после форсированного 2…Ф:d5 3.Кр:d5


Эта позиция выигрышная для белых. Мы это ТОЧНО знаем и можем к ней стремиться. В том числе применяя различные комбинации, жертвы и прочие технические приемы.

Типичные приемы

Двойные удары. Есть и другие приемы, мы их разбирали в отдельных статьях. Все эти приемы — спутники комбинаций.

Не важно, как называть комбинацию – отвлечением, завлечением или еще как. Важно, чтобы вы знали, как это делается и помнили об этом во время партии. Когда партия завершится вашей победой, — честь вам, хвала и очко в таблицу.

Победителем становится не тот, кто знает названия, а тот, кто умеет хорошо играть.

Задачи

1.Белые начинают и дают мат в 4 хода:

2.Белые начинают и выигрывают:

3.Белые начинают и дают мат в 2 хода:

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

На вопрос Сколько всего различных вариантов партий в шахматы возможно? заданный автором скопидомствовать лучший ответ это Ответ PawnMaster, начиная с 3-ей строки уже не верен. Число вариантов на 2-м ходу зависит от конкретного сделанного первого хода, и общее число вариантов уже на 2-м ходу больше.
Далее цитаты:
Вначале иррациональные осложнения!
Почему?
Ответ: потому, что иррациональные осложнения и – добавлю – сопутствующие иррациональным осложнениям атаки материальных мишеней всего ближе предстоят к истинной и неискаженной природе шахматной игры. Последняя же отождествляется мною с природой шахматного хаоса.
Хаос первичен. В шахматах же хаос – это бесконечное и первозданное множество всех возможных, то есть всех разрешенных правилами игры шахматных партий. Повторяю: всех шахматных партий без исключений. В том числе и бессмысленных партий!
Важно то, что хаос способен к самоупорядочению. Порядок вторичен. Добавлю: переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему. Работают внутренние параметры системы. Они – эти параметры – отвечают за «все без исключения» !
...
По моим самым осторожным арифметическим подсчетам, позиция на диаграмме – это всего лишь одна «реальная» шахматная позиция из... десятков тысяч возможных и несостоявшихся финальных шахматных позиций. Тех позиций, в которых шахматист прерывает расчет вариантов и приступает к оценке ситуации на доске. Одна точная позиция на сотни, тысячи позиций неточных!
...В только что приведенных мною красивых вариантах воедино переплелись и атака, и контратака противника (с точки зрения белых – защита) , и стратегическая игра. Все вместе они определяют, так называемый, перемешивающий слой – центральное понятие теории динамических систем. В перемешивающем слое царит хаос, господствуют неопределенность и Его Величество Случай. При этом нам – шахматистам – необходимо абсолютно точно осознать прозрачную истину: Его Величество Случай – это не результат нашей с вами некомпетентности или недобросовестности. Он – Его Величество Случай – есть всего лишь символ нашего истинного незнания, символ принципиальной невозможности абсолютно точно оценить шахматную позицию. Порядок в шахматах – это островки знания в океане хаоса. Мы обречены блуждать в дебрях шахматных вариантов. Шахматы – практически неисчерпаемая игра.
...
1. Модель шахматной игры станет динамической моделью тогда, когда мы догадаемся «впрыснуть» в модель хорошо известный науке принцип «lineaminorisresistentiae» (принцип «линии наименьшего сопротивления»). Отмечу тот факт, что этот важнейший для любой солидной теории принцип ввел в теорию шахматной игры еще Эм. Ласкер – второй чемпион мира по шахматам.
2. Шахматный хаос первичен. Он представляет собой бесконечное множество всех возможных шахматных партий. Или иначе: шахматный хаос – это совокупность всех без исключений шахматных «траекторий» (шахматное дерево). Физический аналог – термодинамические хаотические системы в Природе. «Законы» - правила шахматной игры.
Важнейший нюанс: ценности всех без исключений шахматных фигур равны нулю. В том числе – короля!
3. Постулируя бесконечную шахматную ценность короля, мы мгновенно частично упорядочим шахматную систему. Возникнет собственно шахматная игра (цель игры – мат неприятельскому королю). Для нас важно то, что при переходе от хаотической шахматной игры к игре частично упорядоченной элементы хаоса в системе останутся. Они – эти элементы хаоса – неуничтожимы.
4. Динамической системе, если она достаточно сложна, не нужен «надзиратель». Система сама «принимает» решения. «Принимает» решения случайным образом.
...
Отвечу коротко и недвусмысленно: шахматная игра не вмещается в узкое для нее ложе классических научных представлений. Добавлю: при описании нами шахматной системы нам будет необходимо дополнить традиционную двузначную логику, с ее классическими «да» и «нет» , новой, третьей по
Источник:

Ответ от умопомрачение [гуру]
неизвестно. их бесконечное множество!


Ответ от Качественный [гуру]
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару) , а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья) , конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника] , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» , в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеаз


Ответ от Вещество [новичек]
Если вы играете в шахматы, то вам может показаться, что количество разных партий, возможных в этой игре – бесконечно. Тем не менее, оно вполне поддаётся подсчёту.
Вначале игрок, получивший право первого хода, обладает набором из 20-ти возможных ходов. Затем второй игрок также делает свой выбор из 20-ти вариантов. Это значит, что после первого обмена ходами, количество возможных комбинаций на доске равняется 400.
Ещё через один круг это число возрастёт до 20 тысяч.
Американский математик Клод Шеннон подсчитал точное количество всех возможных комбинаций. Выяснилось, что число разных шахматных партий, которые можно сыграть, равняется 10-ти в 120-ой степени. И это число значительно превышает количество атомов во Вселенной, которое составляет всего 10 в 80-ой степени.


Ответ от форвард [новичек]
Расчет за одну сторону:
1 ход - 20 вариантов
2 ход - всего 40 вариантов, но существует 12 блокировочных ходов (например, ход конем блокирует 2 варианта хода пешки на 2 ходе) в итоге, при определенном варианте 1 хода, на 2м ходе остается либо 39, либо 38 вариантов, до 3го не считали.

Число Шеннона April 18th, 2015

Каждый раз, когда мы садимся играть в шахматы, игра идет по-новому и практически никогда не повторяется. И она действительно никогда не повторяется – это доказал американский математик Клод Шеннон. Он вычислил минимальное количество неповторяющихся шахматных партий.

Это число равняется …

… десять в сто двадцатой степени и оно названо в честь своего первооткрывателя «число Шеннона».

Клод Елвуд Шеннон (1916-2001) – известный инженер и математик, является „отцом теории информации”. Он был очарован шахматами и является первым, кто пересчитал с большой точностью комплексное дерево игры, т.е. число возможных шахматных партий. Основой его вычислений является теория, что любая партия содержит в среднем 40 ходов и на каждом ходу игроки выбирают из приблизительно 30 возможностей. Это равно приблизительно 10120 возможных партий. В конце концов оказывается, что примерное количество не повторяющихся шахматных партий и составляет эти десять в сто двадцатой степени. Это – больше общего количества атомов в наблюдаемой Вселенной:

Это число известно как число Шеннона.

Шеннон вычислил и количество возможных позиций на шахматной доске – оно составляет десять в сорок третьей степени.

К такому же заключению пришел и Петерсон в 1996. Интересным сравнением с числом Шеннона, является, что общее число атомов во вселенной – 10 в 81 степени. Но Петерсон ставит границы вычислениям и определяет реальные ходы в шахматах на 1050.

Все эти вычисления изменятся после того, когда начнут применять новые правила шахмат как, например Софийское правило. Числа достаточно близки до реальных, чтобы показать глубокий смысл и многообразие шахмат.

И еще десяток интересностей про шахматы:

1. Происхождение названия

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века «чатуранга», чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер»).

2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

6. Шахматы вслпую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

Начинать изучение шахмат можно разными способами. Вы можете осваивать игру с помощью наставника (родного человека, друга или знакомого), по самоучителю, в шахматной школе либо посредством специальных курсов, которых в интернете сегодня хватает. Какой бы вариант обучения вы ни выбрали, начинать нужно с основ - знать, сколько фигур в шахматах (а их 32 шт.) , как делаются ходы и прочее. Только после этого можно переходить к изучению игровых стратегий.

Сколько клеток в шахматах

Самое увлекательное в шахматной партии - это, конечно, сам процесс. Но для того чтобы разыгрывать те или иные комбинации, нужно, по крайней мере, ориентироваться в том, что вы видите перед собой. Вопросов, которые задают начинающие игроки, достаточно много - что такое шахматы, сколько клеток на игровой доске и прочее. Начальные позиции выучить не так уж сложно.

Доска имеет квадратную форму и состоит из 64 чередующихся черных и белых клеток. На этом игровом поле располагаются фигуры. В начале партии они занимают по два нижних горизонтальных ряда со стороны каждого из соперников. Играют в шахматы, как правило, два человека, хотя гроссмейстеры могут вести одновременно несколько партий. Всего в игре принимают участие 32 фигуры, по 16 у каждого игрока. Впереди выстраивается пехота - пешки. Сзади ставят фигуры рангом выше, от короля до ладьи.

Поскольку некогда пришли в мир из Индии, назначение и названия фигурок достаточно колоритны. Здесь есть не только король-князь и военачальник-ферзь, но также по два коня, слона и ладьи.

Сколько ходов шахматах

Не только простые игроки, но и исследователи интересуются вопросом, сколько ходов в шахматах может быть сделано на протяжении партии. Существует даже такой термин, как «число Шеннона». В середине ХХ века математик из США Клод Шеннон смог вычислить приблизительное наименьшее число ходов, которые не будут повторяться. Ученый предположил, что в среднем каждый игрок перед очередным ходом просчитывает около 30 вариантов. В результате число Шеннона оказалось невероятно огромным - 10 в 120 степени.

Любые передвижения фигур должны подчиняться общей цели. Постарайтесь продумывать свою игровую концепцию и делать правильные ходы в шахматах. В противном случае вы будете без толку терять позиции, да и фигуры тоже. Например, не стоит без нужды передвигать пешки, прикрывающие короля. Причем мастера советуют во время дебюта стараться продвинуться ближе к центру поля. Это поможет вам держать ситуацию под контролем.