Какие существуют способы торможений на лыжах. Торможение изменением стойки спуска

Пологий подъем преодолевают попеременным ходом вверх прямо, более крутой - по диагонали или зигзагом. Если сцепление лыжи со снегом недостаточно, можно воспользоваться способом «елочка». (Рис. 22). Его выполняют ступающим шагом прямо вверх. Лыжу попеременно выставляют вперед, разворачивают носками наружу и ставят на внутренние ребра. При очередном шаге пятка одной лыжи переносится через пятку другой. На крутых склонах лыжи разводятся носками шире, больше ставятся на ребра, шаг делается короче и опора на палки сильнее.
Очень крутой подъем преодолевают способом «лесенка». (Рис. 23). Встав боком к склону, ближайшую к нему ногу надо выставить в сторону и опереться на наружное ребро лыжи. Затем, подтянув кверху другую ногу, поставить лыжу рядом на внутреннее ребро.

Спуск с горы и способы поворота

Стойка прямого спуска: лыжи вместе, колени согнуты - работают, как рессоры, руки чуть разведены в стороны, палки - назад.
Спуск с горы производят в высокой, средней (основной) и низкой стойке. (Рис. 24). Удобнее всего средняя: в этой стойке легче делать повороты, преодолевать различные неровности, тормозить. Спускаясь с горы, никогда не следует держать палки впереди себя, чтобы, не наткнуться на них. В высокой стойке ноги выпрямлены больше, чем в основной. В низкой стойке ноги сильнее согнуты, голова и туловище наклонены вперед, руки вынесены вперед.
Для большей устойчивости одну лыжу при спуске выдвигают немного вперед. Спускаясь по диагонали, тяжесть тела переносят на нижнюю лыжу, слегка выдвинув вперед верхнюю.
При этом лыжи ставят на ребро, а колени приближают к склону. При спуске с горы, если скольжение ухудшается, корпус надо отклонить назад, если же скольжение улучшилось - несколько наклониться вперед.
В конце спуска в связи с тем, что лыжи перед переходом на горизонтальный участок глубоко врезаются в снег и тормозят (на так называемом «выкате»), рекомендуется сильнее выдвинуть одну лыжу вперед, отклонить корпус назад, а потом принять низкую стойку.

Как затормозить на спуске

Чтобы при спуске снизить скорость и постепенно затормозить, достаточно в низкой стойке сесть верхом на палки и вдавливать их в снег. Наиболее надежный способ торможения - «плугом». (Рис. 25). Во время спуска с горы развести в стороны обе пятки и поставить лыжи на внутренние ребра и сблизить слегка согнутые колени.
Чем больше разведены пятки, тем сильнее будет торможение. Тяжесть тела распределяется на обе лыжи равномерно.
Есть и другой способ торможения одной лыжей - «полуплугом». (Рис. 26). В сторону отводится одна пятка; опираются при спуске только на лыжу, которая выполняет упор. Носки лыж вместе.
Нога, на которой скользят, согнута и ощущает вес тела.
Торможение боковым соскальзыванием на ребрах лыж применяют на очень крутых спусках (Рис. 27). А когда нужно несколько изменить направление или объехать препятствие, делают это, переступая на лыжах вправо или влево.
Наиболее простой поворот на тихом ходу с предварительным торможением - поворот «плугом» . (Рис. 28). Ранее указывалось, что при торможении «плугом» тяжесть тела равномерно распределяется на обе лыжи.
Если при спуске перенести тяжесть тела на правую лыжу, то они повернут влево, если на левую - направо.
Спускаясь с горы наискось на большой скорости, делают повороты «полуплугом». (Рис. 29). Спускаясь с горы наискось вправо, верхнюю правую лыжу отводят пяткой в сторону под углом к левой и выдвигают несколько вперед. Если затем левую лыжу поставить на снег плоско, а тяжесть тела перенести на правую, начнется поворот влево.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.3 Этапы лыжной подготовки

2.2 Торможение плугом

2.3 Торможение упором

2.5 Торможение палками

2.6 Торможение падением

Список литературы

Введение

лыжный подготовка дошкольник тренер

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

Глава 1. Организация занятий лыжным спортом в ДЮСШ в группе начальной подготовки

1.1 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина (1966), в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в других видах движений. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах как по характеру воздействия, так по объему и интенсивности. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений и их большое оздоровительное воздействие.

Передвижение на лыжах относится к так называемым циклическим упражнениям; т. е. таким, для которых характерна многократная повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности. Например, при попеременном двухшажном ходе на лыжах циклом движений является двойной шаг, во время которого происходит динамическая мышечная работа, связанная с постоянными чередованиями напряжения и расслабления мышц. Такой режим мышечной деятельности наиболее благоприятен для детского организма, создает хорошие условия для его работы и отдыха. Движения во время ходьбы на лыжах характеризуются большими амплитудами, простотой и динамичностью, поэтому они благоприятны для всестороннего развития мышечной системы ребенка.

Лыжные занятия способствуют формированию правильной осанки и всестороннему развитию мышечной системы детей, положительно воздействуют и на укрепление и нормальное развитие позвоночника. Как правило, в дошкольном возрасте нарушения осанки (сутулость, опущенный и выпяченный живот, асимметрия плеч и т. п.) не носят еще стойкого характера, они легко поддаются исправлению. Поэтому период дошкольного детства благоприятен для предупреждения дефектов осанки.

1.2 Оздоровительное значение лыжных занятий

Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее. Одно пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый запас свежести и бодрости. Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную систему. Закалка организма -- лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи -- добрые спутники здоровья (В. Я. Дронов, 2005).

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Передвижение на лыжах доступно в любые годы -- с самых малых лет и до пожилого возраста. Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обусловливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств -- выносливости, силы, ловкости и др.

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.

При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей.

Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

В результате систематических занятий лыжами у детей увеличивается подвижность грудной клетки и жизненная емкость легких.

Закаливание -- одна из важнейших задач физического воспитания во все возрастные периоды, так как оно является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. Вследствие закаливания во всем организме улучшается обмен веществ, укрепляется нервная система. Это приводит к повышению работоспособности организма, а у детей -- и к существенной положительной рефлекторной стимуляции их роста и развития.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Это полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Дети очень индивидуально справляются с мышечной нагрузкой, поэтому важно учитывать физическую подготовленность каждого ребенка, регламентируя нагрузку и отдых.

1.3 Этапы лыжной подготовки

В первую очередь надо обучить ребенка правильному стоянию на лыжах, то есть привить навык держать стопы параллельно и сохранять одно и то же расстояние между ними при движении. Очень важно, чтобы на первых порах у него не создавалось впечатление, что на ноги надели какой-то неприятный груз. Он должен почувствовать, что лыжи -- интересное занятие и катание на них доставляет удовольствие. Самое трудное -- первые шаги. Поэтому, вставшего на лыжи лучше всего вначале водить на буксире по ровным участкам. Если он упадет -- не беда, превратите такую неудачу в шутку. Объясните, что падать нужно не вперед и не назад, а только в сторону. Когда ребенок будет стоять на лыжах более или менее уверенно, разрешите ему скатиться с небольшой, очень пологой горки. Но вначале все-таки поддерживайте его за одну руку.

Необходимо повторять ребенку, что надо не ходить, а скользить на лыжах. Если это не получается, предложите сделать сначала несколько коротких шагов, а уже затем пробовать скользить. При этом обязательно поддерживайте его за руку. Скользящий шаг рекомендуется разучивать на хорошо накатанной лыжне с чуть заметным уклоном. Лучше всего самим стать на лыжи, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Нога выставляется вперед, несколько согнутой в колене. Делается это для того, чтобы легче было перенести на нее тяжесть тела после толчка и подтянуть находящуюся сзади ногу. Нельзя при передвижении отрывать лыжи от снега: одна нога подтягивается к другой (выдвинутой вперед) не путем переноса по воздуху, а только скольжением, при слегка согнутом колене, затем выдвигается вперед и т. д. Первые движения проводятся на укороченном шаге. Когда будет освоено поочередное скольжение, можно перейти на удлиненный шаг, но без применения палок. Руки должны двигаться свободно, без напряжения. Одновременно с левой ногой выносится правая рука, а справой ногой -- левая рука.

Следующий этап -- обучение поворотам. При повороте переступанием нога отставляется на некоторый угол (в сторону поворота), к ней приставляется другая так, что на снегу остается след в виде расходящихся лучей. Сначала обучите поворотам на небольшой угол, затем постепенно увеличивайте его, пока не получится полный круг.

Когда ребенок овладеет техникой движения и поворотами, можно приступить к обучению его спускам с горки и подъемам. При спуске важно фиксировать внимание на положении туловища. Тело должно быть несколько наклонено вперед, ноги чуть-чуть согнуты в коленях, руки отведены назад. Размахивать ими не следует. Не спешите давать палки дошкольнику (иначе основная нагрузка будет падать на еще слабые руки). Чем позже он прибегнет к палкам (целесообразнее всего -- после 7 лет), тем лучше будет «стиль» его движения. При пользовании палками важно следить, чтобы они не ставились далеко от лыж -- не далее того места, где начинается загиб лыж кверху; чтобы выносились вперед по очереди: с левой ногой - правая лыжа и наоборот. Нельзя виснуть на палках, добиваться с их помощью ускорения движения: это приведет к утомлению.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных, для ребенка, ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Лыжи подбирают соответственно росту ребенка (длина 100--130 см). На лыжах большей длины неудобно передвигаться, поскольку они тяжелые и управлять ими значительно сложнее. Лыжные палки подбирают так, чтобы их верхний конец доходил до вытянутой в сторону руки. На верхних концах палок крепят ременные петли, которые обеспечивают устойчивую опору руки на палку при отталкивании.

Обучают детей ходьбе на лыжах во время утренней и послеобеденной прогулок, увеличивая их продолжительность с 25--30 до 45--60 минут. У детей шести-семи лет лыжная прогулка может длиться 1--1,5 часа.

Обучение начинается с показа стойки лыжника (положение туловища во время ходьбы на лыжах). В этой стойке лыжи держат параллельно, ноги сгибают так, чтобы колено было за уровнем стопы, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз. С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах. Наиболее простой способ передвижения на лыжах -- ступающий шаг. Этот способ ходьбы применяется на пушистом снегу на ровной местности или при подъемах на склон. Обучение передвижению ступающим шагом начинают без палок, с отрывом носков лыж от снега; туловище немного наклонено вперед, правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается вверх и выносится вперед. Это дает возможность немного приподнять носковую часть лыжи, пяткой прижимая задний ее конец к снегу, сделать шаг вперед и перенести вес тела на правую ногу. Затем выполняют шаг левой ногой. Движения рук координируются с движениями ног, как при обычной ходьбе.

После одного-двух занятий детей обучают скользящему шагу. Выполняя его, ребенок скользит то на одной, то на другой лыже, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе. Туловище при этом наклонено вперед, вес его переносится с одной ноги на другую. Руки энергично двигаются, как при ходьбе. Овладев скользящим шагом, дошкольники переходят к изучению попеременного двухшажного хода с палками, который состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. Ставят палку в снег под острым углом возле носка выдвинутой вперед ноги и энергично отталкиваются до полного выпрямления руки в локтевом суставе. При выполнении его ребенок скользит то на одной, то на другой лыже, сильно отталкиваясь ногами и поочередно палками.

Большое внимание уделяется обучению способам подъема, спуска и торможения на пологих склонах. Все эти движения лыжники-новички выполняют без палок. Их можно давать только тогда, когда ребенок уже уверенно держится на лыжах. Существуют следующие способы подъема: «ступающий шаг», «полуелочка», «елочка» и «лесенка».

С горки дети спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.

При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как с опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90° .

Поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж; нарисуй на снегу "лыжную гармошку" -

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению.

Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шаги выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шаги с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шаги, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шаги с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов школьники предпочитают полуконьковый и реже - одновременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шаги в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

1.4 Критерии подготовленности тренера-преподавателя в лыжном спорте для работы с группами начальной подготовки

В профессиональной деятельности тренера-преподавателя следует различать следующие аспекты:

Педагогический

Медико-биологический

Организаторский

Материально-технический.

Главным аспектом деятельности тренера-преподавателя в группах начальной подготовки все же является педагогический. Он включает в себя, прежде всего, набор детей для занятий в секцию, для чего требуется большой педагогический талант, чтобы увлечь детей занятиями лыжным спортом. С этой целью тренер-преподаватель должен представить аргументы, которые смогут убедить детей в целесообразности занятия лыжным спортом. К ним можно отнести: оздоровительное значение лыжного спорта, т.к. занятия проводятся в основном на открытом воздухе; воздействие передвижения на лыжах на большинство мышечных групп; воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности и др.

Одним из значимых факторов педагогической деятельности тренера по лыжному спорту является отбор детей для занятий и дальнейшее спортивное совершенствование.

При отборе выделяют социологический, педагогический, медико-биологический и психологический аспекты.

На начальном этапе отбора весьма важным является социологический аспект отбора, который дает возможность получить данные об интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Общеизвестно, что дети, проживающие в более жестких условиях (слабая материальная обеспеченность и др.), как правило, проявляют больше трудолюбия для достижения поставленной цели. Важным также является специальность родителей и их отношение к спорту. Наблюдения показывают, чем проще специальность (рабочий, шофер и др.), тем безразличнее для них занятия спортом их ребенка. В тоже время, чем интеллигентнее родители, тем более категоричное отношение к определенному виду спорта. Обычно это "да" или "нет". В занятиях детей лыжным спортом более заинтересованы родители, имеющие средний интеллектуальный уровень, привыкшие к физическому труду и обычно занимавшиеся сами лыжным спортом.

Педагогический аспект отбора на первом этапе многолетней тренировки позволяет оценить уровень физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства спортсменов. Он применяется при педагогическом наблюдении с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных данных с точки зрения предрасположенности к спортивной деятельности, а также при педагогическом тестировании, позволяющем определить уровень физической подготовленности.

При этом данный аспект отбора имеет свои недостатки, которые могут повредить слабо подготовленной психике ребенка, так как при оценке спортивной пригодности детей и подростков тренер-преподаватель дает однозначный ответ: "годен" -"не годен". Дети, отсеянные по разным причинам из спортивных школ, фактически "отлучаются" от спорта и передаются на воспитание улице. Особенно сложная ситуация возникает в тех случаях, когда отсев произошел не в первый год подготовки, а значительно позже. Эти и

другие недостатки существенно влияют на предварительный отбор детей, особенно для занятий лыжными гонками.

При планировании контрольных испытаний рекомендуется следующий порядок их проявления: в первый день -испытания на скорость; во второй -на силу и выносливость. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной обстановке. В связи с этим следует отметить, что при проведении исходных контрольных испытаний необходимо:

а) проведение 5-7 занятий для начальной физической и технической подготовки, чтобы все упражнения дети в целом правильно выполняли;

б) программу соревнований построить таким образом, чтобы вначале проходили тесты скоростной и силовой направленности, а затем только тесты на выносливость, что дает возможность показать ребенку лучшие результаты в каждом из них;

в) обязательно провести общую разминку, т.к. дети еще не способны самостоятельно подготовиться к стартам;

г) обратить внимание на волевые проявления ребенка при достижении результатов, т.е. выявить его волевые возможности;

д) проанализировать способность ребенка к переключению с одной тестовой деятельности к другой;;е) выявить устойчивость психики в течение всего тестирования, что весьма важно для спорта высших достижений.

Медико-биологический аспект отбора основан на применении методов исследования по выявлению морфофункциональных особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья и др.

При начальном отборе необходимо учитывать, что наиболее перспективными для лыжного спорта являются дети с несколько заторможенным развитием, т.е. ретарданты.

Что касается морфофункциональных особенностей строения организма то в качестве модели лыжника-гонщика и биатлониста, ведущим являются генетические задатки, обеспечивающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наряду с этим следует отметить, что в циклических видах лыжного спорта антропометрические данные решающего значения не имеют при условии отсутствия "лишнего" веса у спортсмена.

Психологический аспект в начале спортивной деятельности предусматривает выявление и формирование целевых признаков, состоящих из поиска надежных и психологически устойчивых спортсменов в определенном виде лыжного спорта.

Педагогический аспект деятельности тренера также включает воспитательные мероприятия, проводимые с детьми. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать качества: трудолюбие, чувство долга, добросовестность, отзывчивость, доброжелательность и др.

Таким образом, основными критериями педагогического аспекта деятельности тренера по лыжному спорту являются:

1. Умение увлечь детей занятиями лыжным спортом.

2. Воспитание моральных и гражданских качеств.

3. Владение современными методиками обучение техники лыжных ходов.

4. Отбор наиболее одаренных детей для занятий лыжным спортом.

5. Умение использовать наиболее эффективные средства и методы тренировки, и прежде всего занятий с игровой направленностью.

Глава 2. Характеристика и методика обучения торможению в лыжах

2.1 Обучение торможению на лыжах

Изучение способов торможений производится в следующей последовательности:

Торможение лыжами -- «плугом», упором («полуплугом»);

Торможение палками -- между лыжами и сбоку лыж;

Соскальзыванием;

Остановка падением

Задача 1. Изучение основных положений (поз) тела при торможениях.

Средство. Выполнение на месте (на ровной площадке) упражнений, имитирующих типичные положения ног, рук, туловища при данном способе торможения

Задача 2. Овладение способом торможения в целом.

Средства:

1. Спуск с горы с принятым на месте положением лыж, палок и тела лыжника, соответствующим способу торможения

2. Спуск с принятием положения для торможения в облегченных условиях в начале, в середине и в конце спуска.

3. Принятие положения для торможения 2 -- 3 раза на протяжении одного спуска.

Задача 3. Совершенствование в выполнении способов торможения.

Средства:

1. Торможение и остановка при спуске с гор на лыжах по заданию и внезапной команде в различных местах склона.

2. Многократное повторение способа торможения с постепенным усложнением условий его выполнения (скорость спуска, длина и крутизна склона, состояние снежного покрова, неровности и др.).

Методические указания

При выполнении первого упражнения остановка может быть сделана или по команде, или у заранее обозначенного места.

На занятиях, проводимых в целях совершенствования в выполнении подъемов, спусков и торможений, целесообразно все разделы горнолыжной техники проводить комплексно.

Типичные ошибки:

Излишнее напряжение мышц и прямые ноги;

Резкая постановка лыж на ребра и неравномерное давление на лыжи в положении «плуга»;

Широкое разведение носков лыж при торможении «плугом»;

При торможении упором («полуплугом») недостаточно согнута ине загружена весом тела нога, на которой происходит скольжение прямо;

Резкая постановка тормозящей лыжи на ребро при торможении упором («полуплугом»);

Чрезмерное давление на палки при торможении палками;

Палки держатся далеко сзади или между лыжами;

Рука недостаточно близко опущена к кольцу тормозящей палки.

Способы устранения ошибок:

Дополнительный показ;

Принятие на месте соответствующих поз и положений тела;

Выполнение способов торможения в облегченных условиях.

2.2 Торможение плугом

Торможение "плугом" применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение "плугом" выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка "подкинув" тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение "плуга") и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

2.3 Торможение упором

Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением "полуплугом".

Ученики, хорошо освоившие торможение "плугом", обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении "плугом". В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

2.4 Торможение соскальзыванием

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко "завалившись") назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

2.5 Торможение палками

Используют в тех случаях, когда нет возможности или нерационально тормозить лыжами. Этот способ позволяет лишь слегка сбавить скорость, например, чтобы избежать наезда на впереди идущего со спуска лыжника. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами (лапками, сегментами) назад и ближе к туловищу. Эффект торможения зависит от величины и продолжительности давления на палки. С отрывом их от снега тормозящее действие заканчивается.

2.6 Торможение падением

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам

Список литературы

1. Антонова О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 1999. - 208 с.

2. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с

3. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с

4. Лыжный спорт в профессии учителя физической культуры/ А. А. Крестовников [и др.]. - СПб.: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Раменская Т. И. Лыжный спорт: учеб. пособие для самост. работы студентов вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оздоровительное значение лыжных занятий. Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника. Формирование движений детей дошкольного возраста. Этапы лыжной подготовки. Методические рекомендации по организации лыжной подготовки в дошкольном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Организационно-педагогические аспекты подготовки легкоатлетов. Особенности подготовки детей в дошкольном учреждении. Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов. Принципы организации учебно-тренировочных занятий с группой начальной подготовки.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2012

    Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в группе начальной подготовки. Методика обучения основным техническим приемам в нападении баскетболистов. Организация исследования динамики показателей физической и технической подготовленности детей.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2011

    Анатомо-физиологическое строение детей 15-17 лет. Особенности физического развития при занятиях спортом. Организация лыжной подготовки в учебных заведениях. Организация и результаты исследования влияния занятий лыжной подготовки на организм подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Основы технической подготовки в пауэрлифтинге: методика тренировок, технические аспекты. Организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки. Выявление характерных ошибок соревновательных упражнений в группах. Изометрический метод.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2013

    Психологические особенности личности и авторитет тренера, его профессионально важные качества. Типология тренеров и роль тренера на начальном этапе подготовки спортсменов-теннисистов. Исследование элементов, наиболее значимых для успешной работы тренера.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2016

    Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи. Критерии отбора и ориентация детей для занятий гимнастикой. Учебная и воспитательная работа в ДЮСШ. Цель, задачи, организация, отбор и комплектование групп начальной подготовки ДЮСШ.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Значение физической подготовки в боксе. Средства специальной физической подготовки боксеров. Значение скоростно-силовых качеств в технической подготовленных спортсменов. Совершенствование процесса спортивной подготовки на этапе начальной специализации.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2015

    Анализ обоснованности объёма учебно-тренировочного времени на освоение основных разделов подготовки на начальном этапе в горном туризме и альпинизме. Проведение модернизации методики начальной подготовки горных туристов. Специальная физическая подготовка.

Что вообще значит "в плуге"? На самом деле это значит, что вы приняли стойку, с помощью которой вы сможете контролировать скорость, с которой вы съезжаете на лыжах по склону, а также останавливаться.
Считается, что спуск в «плуге» выполнить технически не особо сложно, поэтому этот элемент отлично подходит для изучения начинающим.
Давайте попробуем выполнить стойку в «плуге» на месте.
Для этого надо понимать, как выглядит эта стойка и как в нее правильно встать на лыжах.

Как выглядит стойка “плуг” :

Соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны. Оптимальное расстояние между носками лыж – 5-8 см;
- согните голеностопы и колени;
- наклоните туловище вперед;
- сделайте спину круглой;

- руки вытяните перед собой и немного согните в локтях;
- распределите массу тела равномерно на обе лыжи;
- лыжные палки направьте назад.

Вспомните! Кроме новой стойки "плуг" есть и основная стойка лыжника, с которой мы знакомились (колени согнуты, туловище наклонено вперед, руки перед собой)

Как перейти в стойку "плуг" на ровной поверхности


Вы можете принять эту стойку на месте несколькими приемами. Потренируйтесь делать каждый из них перед подъемом на склон.

1. Оставляем одну лыжу в сторону:
Стоя в основной стойке (согните колени, наклоните туловище вперед, руки держите перед собой – подробнее в ), отставьте одну лыжу в сторону, а вторую оставьте на прежнем месте. Таким образом вы примите стойку «плуг».
Совет: не расставляйте широко носки лыж. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

3. Расставляем лыжи в прыжке:
Расставляйте лыжи в прыжке. Подпрыгните на лыжах, одновременно расставляя пятки лыж и сводя их носки.
Совет: опять же, следите за тем, чтобы носки лыж не были расставлены широко. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

4. Разводим пятки:
Стоя в основной стойке, постепенно разгибайте колени и голеностопы, полностью выпрямляя ноги. Затем сгибайте их снова, одновременно надавливая на лыжи и разводя пятки. Таким образом вы примите стойку «плуг».

Учимся тормозить - спуск в «плуге» по прямой с торможением.

После того, как мы научились вставать в «плуг» на месте, уже можно тренироваться делать это в движении и остановиться в конце склона.

Для этого выберите пологий длинный склон с выкатом на ровную поверхность. В противном случае вы рискуете упасть, удариться или получить травму.

Поехали!

Поднимитесь на склон (как подняться на склон на лыжах и без – смотрите в );

- примите (согните колени, туловище наклоните вперед, руки вытяните перед собой);

- начните двигаться со склона вниз по прямой (спуск по прямой мы прошли на );
- приготовьтесь принять стойку «плуг»:
- выпрямите ноги, постепенно разогнув колени;

- согните ноги в коленях, увеличивая давление на лыжи, и разведите пятки лыж 
в стороны, образуя «плуг» (мы уже тренировались делать это упражнение на месте);
-Пюлиже к выкату приготовьтесь к торможению:
- перенесите вес тела на внутренние канты (постепенно надавите на лыжи с внутренней стороны). Таким образом вы затормозите.

Совет: если вдруг вы почувствовали, что после спуска в «плуге» у вас затекли ноги в ботинках – не пугайтесь. Для начинающих лыжников это нормально. :) 
 


Пробуем контролировать скорость во время спуска

С помощью разученной сегодня стойки в "плуге" вы можете регулировать свою скорость движения по склону:


- примите стойку «плуг» на склоне;

- начните движение вниз в стойке «плуг» – просто скатывайтесь вниз по склону;
- для контроля скорости постепенно разгибайте ноги и сгибайте их вновь, давя на внутренние канты лыжи изменяя расстояние между пятками лыж.
За счет этого вы будете увеличивать либо уменьшать скорость. Чем больше угол между пятками лыж, тем медленнее вы катитесь вниз, чем этот угол меньше, тем быстрее вы набираете скорость.

Останавливаемся на склоне в нужном месте


Часто на склоне во время катания возникает необходимость приехать в запланированное место. Например, подъехать к инструктору или знакомому, или просто затормозить у кафе. :) Учимся останавливаться в нужном месте на лыжах.

Установите для себя условную границу на склоне. Например, обозначьте ее лыжными палками. Поставьте себе задачу затормозить именно в этом месте.

Начинайте движение:

Поднимитесь на пологий склон;
- примите стойку «плуг»;

- распрямляйте и сгибайте колени, увеличивая давление на лыжи и расстояние между пятками лыж.
- медленно надавите на лыжи с их внутренней стороны (на внутренние канты) – чем сильнее вы будете надавливать на лыжи, тем быстрее они остановятся.

Важно: Одна из распространенных ошибок начинающих – это неправильное распределение веса на лыжи. Поэтому постоянно следите за тем, чтобы давать лыжам одинаковую нагрузку по всей их поверхности, т.е. за загруженностью лыж. Для этого старайтесь равномерно распределять массу тела.

Если у вас есть ощущение, что тормозит только одна лыжа, а вторая едет на канте (на краю) и просто "болтается" в воздухе, то скорее всего вы загружаете одну лыжу больше другой, она как-будто блокирует вам возможность перейти в "плуг" и из-за этого сложно тормозить.



Если у вас не получается распределять массу тела равномерно, и одна лыжа постоянно блокирует проезд, тогда вам очень пригодится следующее упражнение.

Проезды в «плуге» по диагонали 



Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону и принимайте стойку «плуг». Затем начинайте движение – вы будете ехать по-диагонали в основном на этой лыже.

Поднимитесь на склон;
- встаньте не прямо по направлению спуска, а по диагонали;
- Ту лыжу, которая постоянно блокирует вам проезд, т.е. не тормозит, а едет на канте, поставьте ниже по склону;
- примите стойку «плуг»;
- начните движение со склона в этой стойке, просто скатываясь вниз по склону;
- вы будете ехать по-диагонали в основном на проблемной лыже, таким образом привыкните правильно загружать "проблемную" ногу.

Итак, на этом уроке мы разучили новую стойку «плуг», научились контролировать скорость в этой стойке на прямом спуске и останавливаться с ее помощью.

В следующий раз мы научимся делать повороты в «плуге».

Пошаговая инструкция для второго урока

1. Примите стойку "плуг" на месте:

Встаньте в стойку "плуг" - соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны, немного присядьте и наклоните таз вперед, лыжные палки смотрят назад.
Встать в стойку на месте можно отставив одну или сразу две лыжи в стороны, в прыжке. А также разводя пятки (полностью распрямляйте ноги, а затем сгибайте из снова, увеличивая давление на лыжи и разводя пятки)

2. Спускаемся вниз и тормозим
:
- Начните спуск в основной стойке (лыжи параллельны друг другу);
-во время движения примите стойку "плуг", разводя пятки в стороны;
-чтобы затормозить, перенесите вес тела на внутренние края лыж и вы постепенно остановитесь;
-попробуйте остановить в нужной вам точке.

3. Попробуйте контролировать скорость на спуске в стойке "плуг": чтобы ехать медленнее, перенесите вес тела на внутренние края лыж (как при торможении). Чтобы поехать быстрее - уменьшите давление на внутренние края.

4. Проезды в плуге по диагонали : встаньте боком к спуску. Если одна из лыж у вас во время торможения не тормозит, а едет на канте - поставьте ее ниже по склону. Скатывайтесь в стойке "плуг".

Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Пропустили первый урок горнолыжной онлайн-школы?

В видео использована музыка:
Bliss N Eso feat. The Connections Zulu Choir — Bullet and a target;
Kevin Mccall — [****] You Pay Me

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).


Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.


Рис. 88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ . Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующие подготовительные упражнения на месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибки при обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.


Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой и правой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки : отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.